Понимание норм права, по наблюдениям, не всегда приводит к полной ясности и определенности их смысла. Это объясняется различными факторами. Например, недостаточной юридической подготовкой у граждан, что влечет затруднения в понимании действительного значения правовой нормы; наличием некоторых противоречий, которые возникают в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их смысла. Процесс толкования и разъяснения обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм и предотвращает ошибки в практике их применения.
Прояснение правовых норм представляет собой советы или рекомендации, направленные на раскрытие подлинного смысла нормативных актов.
Согласно различным лицам, толкование правовых норм может быть классифицировано на два вида: официальное и неофициальное.
Компетентные органы предоставляют официальное толкование, которое является разъяснением законных норм и обязательно для всех лиц, применяющих эти нормы. Оно зафиксировано в специальных документах, таких как постановления, инструкции и другие, издаваемые компетентными органами.
По своему определению, официальное значение может быть разделено на две категории: нормативное и индивидуальное (казуальное).
Правовое толкование – это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и организаций, применяющих определенную норму или нормы закона. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Таким образом, обеспечивается единообразное и правильное применение ее требований. Официальное толкование может быть предоставлено самим органом, издающим толкуемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, президент может давать разъяснение по своим указам. В то же время официальное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издали. В этом случае они получают специальные полномочия на официальное разъяснение указанных норм (легальное, разрешенное, делегированное толкование). Например, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. Также на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативных актов, издаваемых правительством. Например, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда – по вопросам использования трудовых ресурсов и т.д.
Толкование в рамках конкретной правовой нормы, которое осуществляется в связи с рассмотрением определенного юридического дела, называется казуальным. Такое толкование действительно только для данного случая (казуса). При несоответствии закону и неправильных решениях нижестоящих правоприменительных органов по определенным юридическим делам возникает необходимость в казуальном толковании. Казуальные разъяснения обязательны только в процессе рассмотрения конкретного дела и служат примером для других органов, которые применяют соответствующие нормы права.
Содержание юридических разъяснений можно разделить на две категории: судебные и административные.
Суды осуществляют судебное толкование — это разъяснение смысла норм права. Оно позволяет понять и одинаково применять нормы права в работе судов. В некоторых странах особое значение имеют разъяснения высших судебных органов для нижестоящих судов в вопросах применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших судебных органов обязательны для всех судов, органов и лиц, применяющих эти нормы права.
Толкование административное является объяснением значений юридических норм, которое предоставляется исполнительными органами государства. Это разъяснение относится к вопросам управления, труда, социального обеспечения и аналогичных.
Местные органы самоуправления имеют право давать разъяснения о смысле правовых норм, которые они создали, в пределах своей компетенции. Таким образом, они могут толковать нормы права, ограниченные только своей подведомственной территорией.
Официальное объяснение предоставляется в виде документов, которые выпускает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила этих документов зависит от полномочий органов, которые их выпускают. В таких документах, кроме разъяснений, могут содержаться как самостоятельные нормы, так и индивидуальные указания. Это позволяет оперативно устранять неточности и неясности в нормативно-правовых документах и улучшать практику применения этих документов.
Толкование, не являющееся официальным, представляет собой разъяснение содержания юридических норм, не обладающее юридической обязательностью. Источниками такого толкования могут быть любые граждане или общественные организации.
В зависимости от компетенции толкуна различаются простое и профессиональное толкование. Такое толкование не является обязательным для органов власти или должностных лиц, которые применяют законодательство. Однако неофициальное толкование значительно помогает им в практическом применении правовых норм. Особую ценность для точной и правильной реализации законов имеют высказывания влиятельных государственных и общественных деятелей о сути и роли конкретного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их объяснения способствуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правового сознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.
Успех в адекватном разъяснении предполагает наличие специализированных юридических знаний у исполнителей. В сфере профессионального деятельности можно выделить практическую и академическую интерпретацию.
Разъяснение практической стороны происходит участниками правоприменительного процесса, вовлеченными в выполнение своих профессиональных функций (следователи, судьи, юристы, прокуроры и др.).
Одной из важных форм объяснения правовых норм является толкование, проводимое в научных кругах. Это осуществляется специализированными научными учреждениями, опытными и квалифицированными юристами, которые дают комментарии к законодательству, освещают его в научных работах, статьях, лекциях и выступлениях.
Разъяснение содержания правовых норм и практики их применения основывается на полном понимании законов и правил, которые регулируют наше общество. Важно понимать, какое место занимает право в нашей общественной жизни и как оно помогает нам решать различные юридические вопросы. Научные рекомендации играют важную роль в улучшении деятельности органов власти в создании и применении законов, помогая им следовать объективным законам общественного развития.
Обыденное толкование — это процесс объяснения значения правовых норм людьми, не обладающими специальными знаниями в области права. Такой подход к толкованию наиболее подвержен ошибкам в интерпретации смысла правовых норм и, соответственно, в его объяснении.
В результате, истолкование гарантирует корректное и однозначное осмысление и использование правовых норм.
Значение в законе: разъяснение и основные понятия
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области
Содержание уголовного закона можно понять и объяснить его смысл, если изучить предложения, слова и знаки препинания, которые он содержит. Правильное использование этих элементов позволяет ясно и точно выразить мнение закона и передать его смысл другим людям. То есть, толкование уголовного закона предполагает понимание и разъяснение его содержания.
Процесс дешифровки норм уголовного закона является практикой значительной сложности. Он основывается на применении разнообразных методов и приводит к появлению разнообразных исходов, совершаемых различными лицами.
Толкование уголовного закона можно разделить на два типа: грамматическое и систематическое. При этом мы придерживаемся логических принципов и выбираем самый мягкий и благоприятный для лица, совершившего преступление, вариант толкования (по принципу сомнения в пользу обвиняемого).
Грамматическое толкование заключается в использовании действующих правил лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации русского языка для понимания уголовного закона. Примером такого толкования может быть понимание использования союзов «или» (либо) и «и» со стороны законодателя. Первый из них имеет разделительное значение, указывающее на альтернативу, в то время как последний имеет соединительное значение, указывающее на совокупность.
Систематическое толкование заключается в использовании других норм Уголовного кодекса или других законов для более полного понимания уголовного закона. Например, чтобы полностью раскрыть понятие убийства по статьям 106-108 Уголовного кодекса, необходимо обратиться к части 1 статьи 105 Уголовного кодекса, а для понимания терминов, используемых в статьях 169-200.5 Уголовного кодекса, требуется обращение к гражданскому, налоговому и другим отраслевым законам.
В оценке содержания уголовного закона можно выделить два подхода: 1) буквальное и 2) небуквальное толкование. Начальной основой является исходный текст уголовного закона.
Если мы буквально толкуем уголовный закон, то наше понимание его смысла не расходится с текстом самого закона. Если же мы даём небуквальное толкование, то наше понимание закона отличается от его буквального значения.
Объем неодинаково варьирует при не буквальном толковании уголовного закона. Направления расхождения с текстом могут быть ограничительными или расширительными.
При неполном исследовании уголовного закона, его толкование ограничено, что ведет к узкому пониманию содержащегося в нем текста. В то время как при всестороннем рассмотрении закона, его толкование становится более широким, что способствует более глубокому и развернутому пониманию текста.
Все разновидности толкования закона о преступлениях наглядно демонстрируются разными интерпретациями понятия «заранее» в различных статьях Уголовного кодекса. Стоит отметить, что законодатель использовал данный признак трижды: в первый раз — при определении роли соучастника (пункт 5 статьи 33 УК РФ), во второй раз — при указании на группу лиц, сговорившихся заранее (часть 2 статьи 35), и в третий раз — в контексте укрывательства преступлений (статья 316).
Выражение «заранее» означает предварительно, заблаговременно. В сфере уголовного права это понятие применяется в разном контексте относительно видов соучастников и форм содействия.
По отношению к помощнику (в соответствии со статьей 33 УК РФ, часть 5) предварительный сговор означает, что действия совершаются до завершения преступления. В отношении группы лиц, договорившихся заранее (в соответствии со статьей 35 УК РФ, часть 2), предварительный сговор означает, что действия совершаются до начала преступления.
Если принять буквальное толкование последнего, то первое толкование будет явно расширительным. Это может привести к ограничению толкования особо тяжких преступлений, которые не были обещаны заранее (ст. 316 УК РФ). Возможность такого толкования возникает только после совершения преступления.
Толкование уголовного закона разделяется на два вида в зависимости от субъектов: (1) официальное и (2) неофициальное. Официальное толкование осуществляется правоохранительными органами и лицами, занимающими должности в государственных структурах. Неофициальное толкование осуществляется частными лицами.
Существует два вида официального толкования уголовного закона: судебное и несудебное. Судебное толкование проводится Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции.
Сочинительные суды интерпретируют уголовное законодательство в двух видах:
С одной стороны, при анализе определенных уголовных дел, оно дается судом любой инстанции. Выбранные решения периодически публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Они ориентируют судебную практику по всей стране в вопросах применения уголовных законов в конкретных случаях.
С другой стороны, можно выделить постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые служат обобщению судебной практики и предоставляют рекомендации по правильному применению уголовного закона.
Прокуроры, следователи и лица, проводящие дознание, являются участниками внесудебного толкования уголовного закона, при этом имея обязанность учитывать судебное истолкование.
Уголовное законодательство может быть толковано как научные, так и повседневными способами. Научный подход представляет собой сферу деятельности ученых и специалистов, в то время как повседневное толкование касается всех остальных членов общества.
Теоретическое понимание уголовного закона основано на научных принципах, которые определяются авторитетом и компетентностью ученого или специалиста в области уголовного права. Это понимание может быть использовано в официальном толковании уголовного закона.
Произвольное расшифровывание уголовного закона выполняется другим любым человеком, который обращается к Уголовному кодексу по определенной причине. Поскольку здесь речь идет о лице без специальных знаний в данной области, вероятность неправильного понимания текста велика.
1. Понятие и значение толкования норм права
1. Понятие и значение толкования норм права
Интерпретация норм права представляет собой процесс определения значения нормативных установлений. Он осуществляется в сознании человека через внутренние интеллектуально-волевые операции (понимание требований норм) и находит свое выражение во внешнем мире (разъяснение) в виде акта интерпретации или юридического совета. Уяснение и разъяснение правовых норм являются важными аспектами процесса и тесно связаны между собой. Разъяснение норм права проявляет свои ценные свойства в качестве понятного объяснения. Компетентные органы обращаются за разъяснением, а стороны и заинтересованные лица ожидают его. Разъяснение должно быть принято юридической практикой и всеми гражданами. Однако, как и в любой другой ситуации правового разъяснения, невозможно представить его без предварительного понимания соответствующих норм теми, кто ответственен за их разъяснение. Качество разъяснений зависит от того, насколько правильно, логически последовательно и всесторонне проводилось понимание юридических норм их толкователями.
При использовании права наиболее ясно видно назначение и суть толкования. Толкование имеет последствия не только в юридической сфере, но и в других областях реализации права, в частности, для граждан. Отсутствие знаний или ошибочное понимание официально опубликованных законов не освобождает от ответственности.
Необыкновенно значимо оно и в области осуществления нормотворческой работы. Ясное, непротиворечащее действующему законодательству изложение нормативного акта предполагает точное понимание смысла и содержания предшествующих, связанных с ним правовых норм. Толкование правовых норм происходит в ходе научного или учебного анализа, а также при распространении права. Таким образом, толкование может выполняться с различными юридическими целями и имеет важность для всех сторон правовой деятельности.
Научное изучение права является наиболее полным и исчерпывающим источником информации о процессе определения значения нормы.
Можно рассмотреть разные уровни интерпретации данного вопроса.
Научное и теоретическое осмысление права представляет собой анализ не только конкретного содержания законодательной воли, но и ее общего смысла. В рамках этого подхода юридические понятия рассматриваются с точки зрения общей характеристики права как социального явления, его сущности и различных закономерностей развития. Это несомненно приводит к более широкому и глубокому истолкованию правовых норм, чем в случае их применения в практике.
Разъяснение действующего закона на основе его применения к различным субъектам и ситуациям имеет большое значение. Значение такого разъяснения проявляется на уровне нормотворческой работы, применения законов и других способов воплощения права и правового воспитания. При этом эти уровни не являются противоположными друг другу.
В качестве примера можно привести разъяснение норм Конституции, которое проводится судьями Конституционного Суда Российской Федерации. Это имеет отношение к научно-теоретическому анализу права. Не случайно, большинство судей Конституционного Суда имеют ученые степени, а вызываемые в Суд эксперты часто являются выдающимися учеными-юристами. Однако, главное здесь не в этом, а в сути процесса разъяснения права. Конституция содержит основные принципы и категории права, которые делают конституционное толкование глубоким и широким. Вместе с тем, как причины, так и основания толкования Конституции, а также его результаты имеют практическое значение для конкретных видов правовой деятельности.
Возникает важный вопрос о том, нужно ли разъяснять каждую норму права включая все без исключения случаи.
Нельзя заранее определить, ясна ли формулировка правовых норм или нет. Чтобы понять, что хотел законодатель сказать в правовой норме, необходимо ее толковать. Процесс толкования некоторых норм проходит быстро и без особых усилий, поэтому не заметен. Из-за этого некоторые юристы и ученые считают, что необходимо толковать норму только в случае сомнений в ее применимости. В таком случае возникает субъективный аспект проблемы толкования права. Важно различать два вопроса: 1) нужно ли понимать каждый закон? (в данном случае ответ утвердительный); 2) должен ли каждый субъект толковать норму? Закон ясен по-разному для разных субъектов. Понимание смысла правовой нормы может прийти с годами практического применения акта, учитывая индивидуальный опыт предыдущего толкования и практику других субъектов. Видимость процесса толкования зависит от юридической грамотности человека, целей, для которых нужно знать правовую норму (например, изучение нормы для себя, без намерения использовать предоставленные права, и изучение норм с целью объяснения их значения другим субъектам).
При разъяснении закона возможно появление некоторого «субъективизма», особенно если его толкуют разные интерпретаторы. Однако недопустимо принимать противоречивые решения по одной и той же норме. Такая практика может привести к неопределенности в применении права и иметь негативные последствия. Учитывая, что смысл толкуемой нормы единственен, при разъяснении должно быть только одно правильное понимание правовой нормы, соответствующее всем требованиям. Поэтому можно говорить о прецеденте толкования, например, о прецеденте, созданном Конституционным Судом, который имеет существенную юридическую силу и обязателен даже для органов, создающих право.
Имеется в виду выполнение конкретным лицом разнообразных действий, соблюдая определенный порядок, последовательность и структуру, которые должны быть соответствующим образом оформлены и ознакомлены с адресатами правовых инструкций.
Каждое исследование юридических норм является двухсторонним процессом со своими конечными результатами. Не случайно, понятие «толкование» объединяет в себе разъяснение и уяснение правовых норм.
Интерпретация Конституции представляет собой две взаимосвязанные части процесса толкования: понимание и объяснение юридических норм, которые фиксируются в определенной форме, например, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Целью толкования закона является обеспечение правильного понимания и истинного значения нормы. Фокус толкования заключается в понимании сути закона, его основных идеях, выраженных в законодательной формулировке. Важной частью толкования является анализ внутреннего логического содержания правовой нормы и ее целей.
Интерпретация относится к формально-догматическим методам анализа правоприменения, из-за этого воля законодателя анализируется только в аспекте, который отражен в законе и имеет юридическое выражение. При интерпретации правовых норм интерпретатор всегда должен придерживаться объективного результата воли законодателя — нормативного акта. Поэтому, когда при разъяснении закона используются дополнительные источники, такие как материалы правотворческой инициативы и обсуждения проекта закона (пояснительные записки, заявления, предложения специалистов, ученых, общественных и государственных деятелей и т. д.), они соответствуют только в том случае, если они имеют отражение на его смысле. В таком понимании предмета интерпретации решается в некотором смысле формальное противоречие между понятиями «воля законодателя» и «воля закона».
Метод толкования закона нацелен не только на выявление юридических признаков нормы. В связи с тем, что некоторые понятия, формирующие закон, отражают общественные явления, возникает задача определения социального содержания нормативного акта. Другими словами, процесс толкования связан не только с необходимостью понимания внешней формы правила, но и с интерпретацией его смысла, принципов и социально-политического содержания в целом. Для выявления различных аспектов воли законодателя используются известные способы и методы толкования.