Данные о количестве сотрудников силовых структур и их заработной плате за последние семь лет, с 2012 по 2018 год, были исследованы журналистами. Согласно выводам исследования, самым многочисленным силовым ведомством в России является армия. К настоящему моменту, в 2018 году, количество военнослужащих в Министерстве обороны составляло 793,5 тысячи человек. Однако, если объединить сотрудников МВД и Росгвардии, то их численность превысит число военнослужащих действующей российской армии на 30 процентов. Приблизительное количество сотрудников Росгвардии составляет от 300 до 400 тысяч человек.
В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) действуют 211 тысяч сотрудников, что составляет почти в два раза меньше, чем количество спасателей в МЧС – 118 тысяч человек. Федеральная служба безопасности насчитывает около 200 тысяч работников, Федеральная служба судебных приставов – 55 тысяч, Федеральная служба охраны – примерно 50 тысяч, а Федеральная таможенная служба – около 49 тысяч.
В органах правопорядка, таких как Генеральная прокуратура и Следственный комитет, трудится огромное количество сотрудников — 33 тысячи и 19 тысяч соответственно. Что касается Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки, информация о численности работников этих организаций является секретной. Тем не менее, эксперты «Проекта» предполагают, что в Федеральной службе безопасности трудится около 200 человек, а в Службе внешней разведки — от 12 до 14 тысяч человек.
Какие другие сведения имеются в наличии:
По данным журналистов, количество представителей правоохранительных органов в России постепенно увеличивается: с момента 2014 года их общая численность выросла на 10%. Наиболее значительный прирост замечен с 2012 года, когда был введен третий президентский срок Владимира Путина, особенно это касается числа прокуроров и следователей — увеличение составило соответственно 25% и 23%. Однако, несмотря на это, результативность их деятельности за указанный период не улучшилась: процент раскрытия преступлений в 2018 году отличается от показателей 2012 года всего на один процент в лучшую сторону.
За последние семь лет наиболее значительное сокращение численности зарегистрировано в МЧС — она уменьшилась на 32%. Если сравнивать, то число сотрудников Федеральной таможенной службы сократилось на 18%, а МВД — на 14%. В то же время, численность персонала уголовно-исполнительной системы и судебных приставов почти не изменилась — уменьшение составило всего лишь 6 и 3 процента соответственно.
Какая заработная плата у сотрудников правоохранительных органов?
Год за годом, Россия выделяет значительную долю своего федерального бюджета на поддержание безопасности и силовых структур. Основная часть этих расходов направляется на защиту страны от потенциальных врагов, и наибольшие расходы приходятся на Вооруженные Силы, которые обходятся государству в огромные суммы — до 2,1 триллиона рублей. Важно отметить, что за последние шесть лет расходы на Вооруженные Силы выросли более чем в три раза, составляя семь процентов от общего бюджета и в настоящее время достигая 13 процентов.
Расходы на Генеральную прокуратуру и Следственный комитет увеличились на 68 и 65 процентов соответственно по сравнению с 2012 годом, в связи с ростом численности прокуроров и следователей. Однако наибольший прирост расходов был отмечен в ФСБ: доля ведомства в общих тратках составляла менее 0,1 процента в 2012-2013 годах, а в 2018 году она достигла 7 процентов.
Согласно данным, предоставленным исследовательским проектом, сотрудники силовых ведомств в среднем зарабатывают больше, чем средний гражданин России. Наибольший разрыв в зарплатах наблюдается у спасателей МЧС, которые получают в среднем 157 тысяч рублей в месяц. Это в 3,6 раза больше, чем у обычного жителя России. Сотрудники ФСИН также получают зарплату, превышающую среднюю на 3,4 раза, составляющую 149 тысяч рублей. Прокуроры, полицейские, таможенники и росгвардейцы получают в три раза больше, чем средний работающий гражданин России, а военные, приставы и фельдъегери — в 2,4-2,7 раза больше.
ФСБшников и милиционеров в медведевско-путинской России в 2 раза больше, чем при Сталине
ФСБшников и милиционеров в медведевско-путинской России в 2 раза больше, чем при Сталине
Чиновников в России в 4 раза меньше, чем на Западе. Зато ФСБшников и милиционеров – в 2 раза больше, чем при Сталине
Веб-сайт svpressa.ru, основанный Павлом Пряниковым 17 мая 2011 года в 23:04, представляет собой площадку для свободных СМИ.
На собрании, проходившем 16 мая, президент Дмитрий Медведев дал указание о необходимости возрождения медицинских кабинетов во всех школах России перед собравшимися представителями социального блока. «В настоящее время большинство школ России лишены медицинских кабинетов. В некоторых только стоят стулья, столы и ничего более. В трети школ России медицинских кабинетов вообще нет», — отметил Медведев, выразив свою озабоченность по этому поводу.
В России имеется 53 тысячи школ (34 тысячи сельских и 19 тысяч городских). Восстановление должности школьного врача (обычно занимаемой людьми со средним медицинским образованием) в трети учебных заведений приведет к созданию примерно 18 тысяч новых рабочих мест. Даже с небольшой заработной платой в размере 6-10 тысяч рублей, школьные медсестры или фельдшеры будут приносить пользу регионам, особенно тем, где уровень безработицы высокий.
В период экономического спада ведение рабочих мест в государственном секторе стало ключевым направлением развития в развитых странах. Частный бизнес либо не способствует созданию новых рабочих мест, либо проводит массовые сокращения, поэтому социальному государству остается единственное решение — самостоятельно поддерживать рынок труда.
Преодоление кризиса: рост количества госслужащих
В России ходит слух о том, что у нас слишком много чиновников. Однако, на самом деле, в развитых странах их количество значительно больше — в разы. Интересно, что в США, например, во время кризиса количество бюрократов растет, а их заработки почти в два раза выше, чем средний уровень доходов в стране.
Согласно исследованию, проведенному американской газетой USAToday, за последние 5 лет количество государственных служащих, получающих годовой доход свыше 150 000 долларов, выросло в 10 раз. За тот же период количество лиц, зарабатывающих более 180 000 долларов, увеличилось на целых 2000%. Например, в Министерстве обороны США в 2005 году было всего 9 чиновников с годовым доходом в размере 170 000 долларов, а к июню 2010 года их число уже достигло 994 человек.
В Соединенных Штатах общее количество государственных служащих составляет 2,1 миллиона человек. Интересно, что их численность увеличивается, несмотря на рост безработицы в частном секторе.
В Российской Федерации насчитывается всего 510 тысяч человек федеральных служащих, однако министр финансов Кудрин выражает стремление сократить эту численность на 20%, вопреки практике и теории западных государств.
Подсчитать можно, что Россия населением уступает США в 2,2 раза, однако количество федеральных чиновников в стране в 4 раза меньше. В результате, на каждый человек в России приходится примерно в 2 раза меньше бюрократов, чем в США.
Статистические данные подтверждают, что в развитых странах количество государственных служащих превосходит количество чиновников в России. Например, во Франции в 2006 году на 1000 человек приходилось 71,7 чиновников, в США — 70,4, в Японии — 33,4, в Норвегии — 24,7, в Южной Корее — 18,5. В то же время, в России в 2006 году на каждые 1000 россиян приходилось всего немного более 10 чиновников, то есть общее число составляло 1,46 миллиона чиновников разных уровней. По данным на конец 2009 года, число чиновников в России выросло до 1,64 миллиона человек, что соответствует 12 бюрократам на 1000 населения — в 1,5 раза меньше, чем в Южной Корее.
В Российской империи всегда было меньше чиновников, чем на Западе.
За последние три века Россия всегда отставала от развитых стран по количеству государственных служащих.
В соответствии с исследованиями Владимира Козлова, директора Федеральной архивной службы, в 1826 году в Англии приходилось 4,1 чиновника на каждую тысячу жителей, во Франции – 4,81, а в России только 1,3.
В период перед революцией 1917 года количество государственных служащих в России составляло 576 тысяч человек. В то же время в Англии, где население было втрое меньше, их было 779 тысяч, а в США, где население было в полтора раза меньше, — 1 миллион 275 тысяч. Таким образом, можно сделать вывод о том, что насчитывалось от 5 до 8 раз меньше государственных служащих в Российской империи по сравнению с развитыми странами, учитывая численность населения. Интересно отметить, что это соотношение сохранилось и на сегодняшний день.
Также необходимо учесть, что не все российские публичные служащие являются чиновниками. Например, сотрудники по охране и обслуживанию зданий составляют более 120 тысяч человек, что составляет 10% от общего числа работников государственных и муниципальных органов.
В Советском Союзе количество государственных служащих было выше.
Число бюрократов в России считается сильно преувеличенным и необоснованным по сравнению с временами СССР. Согласно данным ЦСУ СССР, в 1980-х годах общее количество работников аппарата управления колебалось от 2 до 2,4 миллиона человек, причем около 40% из них были в РСФСР, что составляло около 0,8-1 миллиона человек.
Однако, исследователь из США, Скотт Гельбах, напоминает о том, что количество бюрократов во всех бывших социалистических странах значительно увеличилось из-за того, что государственному аппарату пришлось взять на себя множество функций, которые раньше выполнялись правящими коммунистическими партиями и их структурными подразделениями, включая комсомол. В РСФСР, например, количество партийных и комсомольских деятелей, занимавшихся государственным управлением и получавших зарплату, составляло около 400 тысяч человек. Таким образом, к упомянутым 0,8-1 миллиону советских чиновников можно добавить это число и получить общее количество бюрократов в размере 1,2-1,4 миллиона человек, что примерно на 20-35% больше, чем количество чиновников в современной России.
Россия подвергается поглощению со стороны ФСБ и МВД.
Однако, среди представителей российских государственных служб есть определенная группа, которая значительно расширилась за последние годы — это специалисты ФСБ и МВД. Их численность в настоящее время превышает даже ту, которая была при правлении Сталина.
Сегодняшняя Россия отличается от СССР 1953 года как суперполицейское государство. С учетом разницы в количестве населения, в ФСБ сейчас трудится почти в два раза больше сотрудников, а в МВД – на 60% больше.
Давайте проведем простые расчеты. Согласно информации, представленной на специализированном веб-сайте Чекист.ру, на дату 15 мая 1953 года в органах и войсках МВД числилось 1 095 000 человек. В настоящее время в МВД трудятся (информация на 2009 год) 1 325 000 человек.
Во времена СССР, в 1953 году, насчитывалось 188 миллионов жителей, в то время как в России, в 2009 году, их было 143 миллиона. Коэффициент различия составляет 1,31. Если мы умножим 1,325 миллиона на этот коэффициент, получим 1 миллион 735 тысяч человек. Разница в численности работников МВД между периодом Сталина и современной Россией составит 640 тысяч человек, что примерно на 60% больше.
Сравнение численности МГБ и ФСБ в настоящее время может быть представлено в следующем аспекте. Согласно информации, представленной на сайте Чекист.ру, к февралю 1954 года количество сотрудников государственных органов безопасности, не включая военнослужащих пограничных войск, составляло примерно 80 тысяч человек.
Текущая ситуация, о которой ранее было сообщено в издании «Свободная пресса», представляется следующим образом: «Реальное количество сотрудников ФСБ невозможно определить, так как информация о службе является секретной. По неофициальным данным, их число варьируется от 80 до 120 тысяч человек, не включая пограничников. Вместе с ними общая численность превышает 200 тысяч человек. Количество агентов СВР также остается секретом; по разным оценкам, их число составляет до 20 тысяч человек. Численность ФСО также представляет собой секрет, хотя СМИ сообщает о цифрах от 10 до 25 тысяч человек».
Важно отметить, что в 1953 году все три текущие спецслужбы — ФСО, СВР и ФСБ — были объединены в мощную структуру — МГБ. Мы без стеснения складываем 80, 20 и 17 тысяч (взяв среднюю оценку для ФСО) и получаем общую сумму в 117 тысяч человек. Затем мы умножаем это число на коэффициент 1,31 и получаем впечатляющую цифру в 153,5 тысячи человек. Это примерно в 2 раза больше (точнее говоря, в 1,91 раза больше), чем количество сотрудников в МГБ сразу после смерти Сталина.
Даже если реформа МВД, инициированная президентом Медведевым, будет реализована успешно и приведет к сокращению штата министерства на 20%, все равно его численность не достигнет таких масштабов, как при Сталине.
О «модернизаторах» не ведется речь о сокращении ФСБ.
Администрация веб-платформы не отвечает за содержимое размещенных материалов. Любые претензии следует предъявлять напрямую авторам.
Правда ли, что за нами следит ФСБ и у каждого есть свой фсбшник
Правда ли, что за нами следит ФСБ и у каждого есть свой фсбшник?
Здравствуйте, друзья! Сегодня я хотел бы поделиться своими мыслями на одну весьма актуальную и тревожную для многих тему: насколько правда утверждение о том, что ФСБ следит за нами и у каждого существует свой личный фсбшник? Возможно, вы сталкивались с подобными шутками или мемами в интернете, или даже сами задумывались по этому поводу. Но насколько это фактически возможно и каковы вероятности того, что кто-то просматривает нашу переписку, прослушивает наши звонки или даже следит за нами через камеру на нашем смартфоне или ноутбуке?
Давайте вначале изучим, что такое ФСБ и какова её роль в Российской Федерации. ФСБ представляет собой Федеральную службу безопасности РФ, главное специальное агентство страны, которое занимается контрразведкой, борьбой с терроризмом, преступностью и экстремизмом, защитой конституционного строя и суверенитета России, а также обеспечением информационной безопасности государства. ФСБ имеет законное право осуществлять оперативно-разыскные мероприятия, включая применение технических средств для сбора информации. Это означает, что ФСБ имеет возможность легально подслушивать телефонные разговоры, перехватывать интернет-трафик, проникать в компьютерные системы и мобильные устройства, устанавливать скрытые камеры и микрофоны и т. д.
Это, однако, не означает, что ФСБ безотносительно следит за всеми и каждым. Прежде всего, для проведения таких операций необходимо получить санкцию суда или прокурора, которая выдается лишь при обоснованном подозрении в совершении или подготовке преступления, а также угрозе национальной безопасности. Во-вторых, к проведению таких операций требуются ресурсы: люди, специальное оборудование, время. ФСБ не может фактически контролировать всех 146 миллионов российских граждан, а только тех, кто представляет интерес для службы. В-третьих, для проведения таких мероприятий необходима цель: в чем смысл для ФСБ следить за обычными гражданами, которые не занимаются ничем противозаконным или опасным? Зачем тратить время и деньги на то, чтобы узнать, о каких вещах вы общаетесь с вашей бабушкой или какие игры вы играете на DTF?
Таким образом, можно заключить, что вероятность наблюдения ФСБ за вами и наличие своего сотрудника ФСБ очень низка, если вы не являетесь объектом оперативного внимания службы. Однако это не означает, что вы можете быть полностью спокойны и не беспокоиться о своей конфиденциальности и безопасности в сети. Всегда существует риск того, что ваши данные могут быть украдены или использованы против вас хакерами, мошенниками, рекламодателями или другими злонамеренными лицами. Поэтому важно соблюдать основные правила безопасности в интернете: не открывать подозрительные ссылки и вложения, не предоставлять доступ к своим устройствам и аккаунтам незнакомым людям, не распространять личную информацию и чувствительные данные, использовать надежные пароли и шифрование, а также устанавливать антивирусные программы и использовать VPN-сервисы.
Буду очень рад услышать ваше мнение по данному вопросу: думаете ли вы, что ФСБ следит за вами и есть у вас свой личный представитель этой организации? Как вы относитесь к этому факту? Какие средства вы применяете для обеспечения своей конфиденциальности в сети? Буду благодарен за ваши мысли, выраженные в комментариях. И не забудьте поддержать мой блог на DTF — платформе для дискуссий о играх и фильмах. Спасибо за ваше внимание!
Данные ФСБ и Росстата о въезжающих в РФ иностранцах отличаются более чем в шесть раз
Данные ФСБ и Росстата о въезжающих в РФ иностранцах отличаются более чем в шесть раз
Пограничная служба ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать в Россию иностранцев
Время — 09:47, 16 августа 2019 года. Пожалуйста, переформулируйте данный текст, сделав его уникальным с помощью русского языка.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в предшествующем году общее количество прибывших в Россию иностранцев составило 4,9 миллиона индивидуумов. В свою очередь, данные Федеральной службы безопасности (ФСБ) весьма удивительны и значительно превосходят указанные цифры, составляя 32,6 миллиона. РБК сообщает об этом, ссылаясь на доклад силового ведомства «Численность и миграция населения РФ» за 2018 год.
Издание отметило, что Росстат получает информацию о миграции на основе данных, предоставленных территориальными органами МВД. Листки статичета мигрантов составляются при их регистрации и снятии с учета по месту проживания, а также при регистрации по месту пребывания на срок превышающий девять месяцев. Одновременно, погранслужба ФСБ учитывает каждый случай въезда и выезда иностранцев.
Ольга Чудиновских, руководитель экономической лаборатории народонаселения на экономическом факультете МГУ, подчеркнула, что если, к примеру, иностранец проживает в зоне приграничной территории и за один год совершает 10 поездок в Россию и обратно, пограничные службы будут регистрировать это как 10 случаев пересечения границы. При этом, Министерство внутренних дел будет учитывать его как одного человека, поскольку каждый раз иностранец прибывает с одной и той же целью.
Эксперт Чудиновская также отметила, что ранее действовавший список целей въезда иностранцев в Россию, который составляла ФСБ и был утвержден Госкомстатом в 2000 году, уже устарел морально. Кроме того, пограничная статистика не была достаточно информативной, поскольку в ней не было учета потока прибытий иностранцев с целью работы, что является важным. Эксперт отметила, что включение графы «работа» в список целей въезда, составляемый ФСБ, позволит повысить качество статистики.
Выбирайте удобный для вас формат чтения и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.
TelegramДзен
По словам Володина, Америка стоит за решением Киева о легком получении гражданства для российских граждан.
13 августа 2019 года спикер Государственной Думы выразил уверенность в том, что Украина предоставит убежище гражданам Российской Федерации, которые нарушили закон на своей родине и пытаются уклониться от судебного преследования.
В начале ноября 2018 года Российская статистическая служба (Росстат) приняла вполне редкий шаг и обновила свой приказ, который устанавливает инструментарий для сбора статистических данных о приезжающих иностранцах в Россию. Это первое обновление за последние 20 лет. Одним из значимых изменений в новом документе стало расширение перечня целей визита иностранцев. Теперь в нем учтены две новые категории — «работа» и «учеба». С начала 2019 года пограничная служба стала отслеживать количество иностранных работников, приезжающих в Россию для работы.
В первой половине 2019 года, как сообщает РБК, количество иностранцев, желающих приехать в Россию для работы, составило 2,4 миллиона человек. Общее число прибывших в Россию иностранных граждан с января по июнь текущего года превысило 15 миллионов, включая разные цели поездки. Основную долю составляют граждане стран СНГ.
Загрузка.Загрузка.Загрузка.Загрузка.Дата 2025 года стала поводом для ежедневного шторма ©.
Журнал под названием «Ежедневный Шторм» был зарегистрирован Роскомнадзором, который отвечает за контроль в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, под номером ЭЛ №ФС77-70379 в дату 20 июля 2017 года. Основным организатором является ООО «ОрденФеликса», а главным редактором назначен Таразевич А.А.
Веб-портал применяет IP-адреса, файлы cookie и информацию о местоположении посетителей сайта, подробные инструкции можно найти в Политике конфиденциальности.
Издание Daily Storm, зарегистрированное в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) под номером ЭЛ №ФС77-70379, приводит ссылку на материал с пометкой, относящийся к самому изданию Daily Storm.
*организации, которые были официально объявлены террористическими и/или запрещены судебным решением, признанным законным на территории Российской Федерации.
Одобрены как террористические группировки: «Исламская республика» (под другими названиями: «Исламская Республика Ирака и Сирии», «Исламская Республика Ирака и Леванта», «Исламская Республика Ирака и Шама»), «Высшая военная Рада Объединенных сил муджахедов Кавказа», «Съезд народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказская Эмара»), «Фронт ан-Нусра» (под другими названиями: «Фронт поддержки Великой Сирии», Всероссийское общественное движение «Народное ополчение именем К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph).
Деятельность следующих организаций запрещена по решению суда: Национал-большевистская партия, Движение против нелегальной иммиграции, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона (УНА — УНСО), Украинская повстанческая армия (УПА), Тризуб им. Степана Бандеры, Братство, Народная Социальная Инициатива (также известная как Народная Социалистическая Инициатива, Национальная Социальная Инициатива или Национальная Социалистическая Инициатива), Этнополитическое объединение «Русские», партия «ВОЛЯ», Меджлис крымскотатарского народа, Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и связанные с ним местные религиозные организации. Также, запрещена деятельность Межрегионального общественного движения «Артподготовка».
Не много ли силы? За 15 лет число силовиков выросло более чем вдвое
Не много ли силы? За 15 лет число силовиков выросло более чем вдвое
Итак, работа силовых ведомств, которая включает борьбу с преступностью, контроль миграции, пресечение поступления наркотиков в страну и иногда борьбу с терроризмом, неэффективна и показывает очень низкие результаты.
Несмотря на актуальные матчи Кубка Конфедераций, которые послужили поводом для новых запретов на массовые митинги, День России запомнится как праздник, когда особенно явственно проявилась роль России как полицейского государства. Конечно, у нас достаточно силовых структур, но стоит ли их количество опасаться? И не являются ли траты на эти структуры слишком великими, особенно учитывая их эффективность? Такие вопросы встречаются довольно часто, поэтому давайте обратимся к цифрам.
В Российской Федерации в настоящее время численность сотрудников Министерства внутренних дел составляет 914 500 человек. Это третья по величине полицейская сила в мире, уступая только Китаю (1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн человек). Однако, по отношению количества полицейских к населению, Китай (120 человек на 100 000 человек) и Индия (128 человек на 100 000 человек) отстают от России (623 человека на 100 000 человек) примерно в пять раз. Интересно отметить, что все развитые страны также отстают от нас по этому показателю: в Соединенных Штатах количество полицейских составляет 256 человек на 100 000 человек, а в странах Европейского Союза — от 300 до 360. По этому показателю впереди нас находятся только наши ближайшие партнеры — Беларусь и Сербия (а также непонятно, как Южный Судан попал в эту компанию). В период «авторитарной» Советской Социалистической Республики в Советском Министерстве внутренних дел служило 623 000 человек, что было почти втрое меньше по показателю «полицейскости».
Очень важно рассмотреть вопрос о затратах на отвлечение такого большого количества людей от экономически полезной деятельности и о возможности найти для них другое применение. В 2016 году МВД получило 1,08 трлн рублей, что составляет 1,26% ВВП. В США на содержание полиции, которая фактически финансируется из местных бюджетов, тратится $134 млрд, или 0,72% ВВП. В Германии этот показатель также составляет 0,7% ВВП, а во Франции он чуть выше, около 0,9%. В то же время, хотя борьба с демонстрантами в России можно считать достаточно успешной, борьба с преступностью вызывает сомнения. В 2015 году в стране было зарегистрировано минимальное количество убийств за последние годы — 11 700, но это приводит к средней цифре в 80,3 случая на 1 млн жителей, в то время как в США эта цифра составляет 49, во Франции — 10,5, а в Германии — 8,4. Другими словами, учитывая количество насильственных преступлений и расходы на полицейские силы, эффективность обеспечения общественного порядка в Германии в 20 раз превышает показатели России! Однако, конечно же, ни у немецкого, ни у французского министров внутренних дел нет такого роскошного служебного самолета с комнатой для сна и апартаментами, какой был заказан для «первого лица» российским МВД всего за 1,7 млрд рублей. Зарубежные коллеги будут завидовать.
Само собой, Министерство внутренних дел, несомненно, является самой многочисленной, но не единственной силовой службой в стране. Особо выделяется Национальная гвардия, которая насчитывает до 400 000 человек. Министерство по чрезвычайным ситуациям имеет 289 000 сотрудников, Федеральная служба исполнения наказаний занята 295 000 человеками. Федеральная служба безопасности имеет засекреченное количество сотрудников, но оценки составляют обычно от 100 000 до 120 000 человек, а совместно с пограничной службой — до 200 000 человек. Таможенная служба насчитывает около 70 000 сотрудников, Прокуратура и Следственный комитет более 60 000, Наркоконтроль почти 34 000, Миграционная служба до 35 000, а также другие менее многочисленные агентства, наподобие ФСО, ФАПСИ и подобных. Армию я не учитываю, также как и гражданские службы, которые часто (и с некоторым основанием) относятся к силовым, например, Налоговая полиция, судейский корпус и другие. Однако, даже в таком «неполном» виде, численность работников силовых структур в России не опускается ниже 2,6 млн человек.
Согласно общему числу занятых, эта цифра представляется весьма высокой. В Соединенных Штатах, регулирующих все полицейские силы, Национальную гвардию, персонал Министерства национальной безопасности и Федеральное бюро расследований, общее количество составляет всего лишь 1,2 миллиона человек, что примерно 0,78% от общей численности занятых, превышающих 153 миллиона человек к марту 2017 года. Ключевые европейские страны имеют показатели от 0,68% в Германии до 1,05% в Италии, но в целом это остается ниже 1% от общего числа занятых. В России, где общая численность занятых составляет около 75 миллионов человек, доля обслуживающего персонала силовых структур приближается к 3,5%, что в четыре раза превышает показатели большинства развитых стран. Если сравнивать эту цифру с другими отраслями народного хозяйства, то она соответствует общему числу занятых во всех медицинских учреждениях страны, немного уступает численности работников в транспортной сфере и почти в два с половиной раза превышает количество занятых в сфере добычи полезных ископаемых. Для сравнения: в США показатели занятости в здравоохранении превышают численность персонала силовых структур в 14 раз.
Еще более интересным является анализ статистики преступности, которую активно контролируют силовые структуры. По официальным данным, в России в 2016 году было зарегистрировано 2,13 миллиона преступлений, тогда как в США — 9,18 миллиона. Это означает, что в среднем на каждого российского полицейского приходилось 2,33 зарегистрированных преступления, в то время как на каждого американского — 11,5. Учитывая, что количество убийств в России было лишь на 30% ниже, чем в США, разница в общем числе зарегистрированных преступлений превышает четыре раза. Логично предположить, что это свидетельствует о различном подходе к регистрации и расследованию преступлений. Возможно, огромный аппарат полиции, существующий в России, удается регистрировать (или признавать) только часть совершенных преступлений, варьируя от трети до (в лучшем случае) половины от общего числа правонарушений в стране.
Также стоит отметить, что в России, в отличие от Америки или Европы, силовые структуры активно занимаются борьбой с экономической преступностью, чего нет в американской статистике. В России налоговые органы и суды, без участия полиции, проводят расследования в отношении предпринимателей, и в большинстве случаев без их ареста или задержания. Масштаб исследования таких дел в России уникален и говорит о значительном вмешательстве в экономическую жизнь. Российские правоохранительные органы не только тратят гораздо больше денег налогоплательщиков, чем в западных странах, но и наносят им огромный ущерб, иногда парализуя деятельность крупных компаний. То же самое можно сказать и о российском госрегулировании. Например, Федеральная антимонопольная служба в 2015 году начала 67 000 дел о нарушении антимонопольного законодательства, в то время как аналогичные органы в США открыли всего 1400 дел за 10 лет (2006–2015). Это делается с целью наложения штрафа, который не превышает 100 000 рублей в большинстве случаев.
Я сознательно избегаю обсуждения тем, которые обычно являются основными в отечественных СМИ, касающихся правоохранительной системы: коррупция, нарушения закона и прав граждан, заинтересованность полиции и других силовиков в принятии решений и т.д. Как только мы начинаем разговаривать об этом уровне, мы стремимся определить, испорчена ли система или нет, но для каждого негативного примера можно найти положительный и наоборот, и, кажется, не придти к определенному выводу.
Одно из самых важных явлений происходит в российских силовых структурах. По моему мнению, они достигли критической точки в своем развитии. За последние 15 лет их численность увеличилась более чем вдвое, в то время как численность трудоспособных граждан в стране сокращается. Финансирование силовых ведомств выросло более чем в 5,5 раза. Это привело к некоторым положительным изменениям, например, существенному снижению числа убийств и особо тяжких преступлений. Однако в большинстве других областей успехов практически не заметно. Как результат эволюции российских силовых структур, они стали не только гарантом сохранения текущего политического режима, но и активными экономическими участниками, устанавливающими свои собственные связи с предпринимательскими структурами. Однако их основная деятельность, такая как борьба с преступностью, контроль над миграцией, пресечение поступления наркотиков в страну и даже борьба с терроризмом, оказывается крайне неэффективной. Сокращение финансирования большинства силовых ведомств, объявленное с начала этого года, вызывает крайне сложные вопросы, на которые, по моему мнению, власти пока не имеют ответа.
Опыт, накопленный правоохранительными органами в большинстве государств, указывает на то, что важность их деятельности редко связана с их физической силой. Гораздо более существенным является профессионализм полицейских и эффективная организация их работы, а также уровень доверия, которое им оказывает общество.
В настоящее время в России отсутствуют и то, и другое. Это произошло в значительной степени из-за превращения правоохранительных органов в огромную и растущую корпорацию, которая богатеет с каждым днем. Поэтому, независимо от того, кто возглавит Россию в будущем — в 2018 году, 2025 году или в другое отдаленное время, задача превращения силовых структур в полноценные правоохранительные органы останется одной из самых важных на протяжении длительного времени.