Соблюдение правил на дороге: помеха справа — как избежать и обеспечить безопасность

Все водители и даже некоторые пешеходы, знакомы с концепцией «помехи справа» на дороге. Однако, каждый интерпретирует это правило по-своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям, приближающимся справа без учета других факторов, что, естественно, неверно. Так что на самом деле представляет собой «помеха справа»?

В двух ситуациях применяется принцип «помехи справа»: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где не определены правила об очередности проезда. Суть этого принципа заключается в том, чтобы его применять в качестве последнего (а не первого) правила на дороге. При этом «последнее» не означает, что его необходимо игнорировать, а означает, что оно применяется после других правил.

Важно отметить, что в правилах дорожного движения нет никакого упоминания о «помехе справа».

Одновременное перестроение

В инструкции по управлению автомобилем отмечается, что при необходимости смены полосы движения действует следующее предписание:

Во время маневра перестроения, водителю следует уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся параллельно, без изменения направления движения. Если сразу несколько транспортных средств собираются перестроиться одновременно, водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Давайте рассмотрим все в хронологическом порядке, поскольку возможностей для перестроения существует множество.

Ваше движение по своей полосе никоим образом не зависит от действий автомобиля, который решает перестроиться с соседней полосы. Вам не обязательно уступать ему, будь это движение справа или слева от вас. Вы можете сделать это только по своему собственному желанию. Правило о «помехах справа» не имеет силы в данной ситуации.

Если вы планируете сменить полосу движения, а остальные автомобили отказываются делать то же самое, то вам придется ожидать, пока соседняя полоса не освободится от машин. В данной ситуации, принцип «помехи справа» не применим.

Вы смещаетесь на полосу, расположенную левее вас. Автомобиль на левой полосе также осуществляет маневр перестроения. Согласно правилам дорожного движения, автомобиль должен уступить вам дорогу, несмотря на направление его перестроения. В данной ситуации действует «правило помехи справа». Несмотря на ваше преимущество, не стоит сразу же врываться на левую полосу с криками «Ура! Правило помехи справа действует!». Лучше немного подождать и убедиться, что вам действительно уступают дорогу.

Вам потребуется уступить дорогу, когда вы перестраиваетесь на правую полосу и автомобиль на новой полосе выполняет маневр. Применяется правило «помех справа», где вы должны уступить дорогу.

Обобщенные правила перестроения

Исходя из приведенного выше, можно вывести общие принципы реконструкции:

Если я не меняюсь, то я не должен уступать никому.

Если я осуществляю маневр поворота направо, то я должен уступить дорогу всем другим участникам движения.

Если я изменяю свою траекторию движения влево, то меня должны пропустить (или не пропустить) только те, кто также меняет свою траекторию одновременно со мной.

Помеха справа в ПДД

Помеха справа в ПДД

В главной и второстепенной степени быть готовым пойти на компромисс.

Ситуации, где проявляется правило «помеха справа»:

Понятие «помеха справа»

Существует некоторое количество различных высказываний о понимании термина «помеха, находящаяся справа».

Мнение некоторых специалистов заключается в том, что выражение «помеха справа» в ПДД существует с самого начала их существования, и они рассматривают это понятие как отдельное правило.

Согласно мнению других специалистов, понятие «помеха справа» не обладает юридической значимостью, поскольку оно отсутствует в положениях Правил дорожного движения.

Вопреки отличиям во мнениях, применение данного термина существенно облегчает восприятие множества дорожных ситуаций, где необходимо определить, какое транспортное средство имеет приоритет, когда их маршруты пересекаются.

Одно из неотъемлемых прав участников дорожного движения — это преимущество в движении в заданном направлении перед остальными участниками (согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения).

В правилах дорожного движения не существует такого термина, как «помеха справа». Данное выражение является неофициальным и используется для обозначения ситуаций, когда водителю необходимо уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа.

Однако, данное понятие не распространяется на все возможные сценарии, в которых другой транспортное средство приближается справа.

Возможно рассуждать о «проблеме справа» лишь тогда, когда существует равная доли права на движение между автомобилями или когда правила не устанавливают очередность проезда между ними.

В правилах дорожного движения описаны некоторые ситуации, которые возникают редко и не имеют официального термина «помеха справа». Однако, данные случаи учтены в правилах, но с использованием другой формулировки.

Согласно Правилам дорожного движения, приближающийся к перекрестку водитель должен уступить дорогу тому, кто уже находится справа от него.

В дальнейшем представлены ситуации, когда применяется принцип «помеха справа», и пункты Правил дорожного движения, в которых содержится данное положение.

Одновременное перекрестное перестроение

Согласно пункту 8.4 ПДД, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, которое находится справа, при одновременном перестроении движущихся параллельно транспортных средств.

Важно учесть, что при одновременной перестройке приоритет возникает лишь в том случае, если пути движения транспортных средств пересекаются!

Перестроение — цикл публикаций, посвященный технике перестроения на дороге.

Очень важно осознать или заметить, что движение автомобилей происходит одновременно, когда происходит одновременное перестроение с другим автомобилем.

Главная дорога поворачивает на перекрестке

Если на перекрестке основная дорога меняет свое направление, то водителям, которые движутся по основной дороге, необходимо соблюдать правила проезда на перекрестках с равнозначными дорогами согласно пункту 13.10 ПДД.

В каких ситуациях обязательно уступить правоустанавливающей помехе справа на таком перекрестке? Существует два варианта, когда это может произойти:

  • Когда главная трасса совершает правый поворот, вам следует двигаться по основной дороге и преодолеть перекресток прямо или совершить левый поворот (развернуться).
  • Если вы приехали по второстепенной дороге, но «правая» дорога на перекрестке также является второстепенной, вам необходимо уступить дорогу всем транспортным средствам, включая помеху справа на второстепенной дороге, независимо от направления вашего последующего движения.

Я рекомендую вам ознакомиться с содержанием статьи, которая называется «Съезд и поворот с главной автодороги», входящей в серию публикаций под названием «Главная автодорога».

Перекресток равнозначных дорог

Также известный как перекресток одинаковых дорог, перекресток равных сторон имеет другое наименование.

Советуем прочитать:  Льготы многодетным семьям в Алтайском крае

Водитель неоскотного транспортного средства на перекрестке, за исключением ситуации, описанной в пункте 13.11 (1) Правил дорожного движения, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11 ПДД).

На данном перекрестке отсутствуют знаки приоритета на каждой стороне, что отличает его от остальных перекрестков.

При приближении к пересечению дорог, где все дороги равнозначны, правила дорожного движения предписывают уступать транспортным средствам, которые движутся справа от вас и появляются на перекрестке в зависимости от выбранного направления: продолжения движения прямо, поворота налево или совершения разворота.

Встречаясь на пути равностороннего перекрестка, мы можем столкнуться с необычной ситуацией, именуемой «помехой справа». Чтобы успешно преодолеть такую ситуацию, мы рекомендуем обратиться к информации, представленной в статье «Проезд через равнозначный перекресток».

Другие случаи, не оговоренные в ПДД

Если траектории движения машин пересекаются и Правила не определяют очередность, то водителю, к которому машина приближается справа, необходимо уступить дорогу (согласно пункту 8.9 ПДД).

Существуют и другие ситуации, где порядок движения не определен. Такие ситуации возникают при движении во дворах и жилых зонах, на парковках и в прилегающих территориях, то есть в местах, где автомобильные пути пересекаются, но отсутствует знаковая система, определяющая приоритет.

Для иллюстрации данной темы позвольте привести пример статьи под названием «Активность во внутренних дворах и жилых районах».

Согласиться на компромисс во дворе

Два последующих правила устанавливают условия, когда использование термина «помеха справа» неприменимо, поскольку в этих ситуациях Правила Дорожного Движения конкретно определяют приоритеты между транспортными средствами.

Неоспоримо, рассмотрение данной ситуации с точки зрения народного принципа «помеха справа» может существенно способствовать более глубокому пониманию обстоятельств, особенно в самом начале периода вождения автомобиля.

В долгосрочной перспективе, благодаря наработанному опыту, возникнет осознание на интуитивном уровне, кому и в каких ситуациях следует соблюдать Правила и уступать.

Речь идет о транспортных средствах, которые находятся на противоположных путях и движутся в одинаковых условиях: либо они движутся при включенном зеленом свете, либо они движутся по дороге с равными правами.

Водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся прямо или направо, при повороте налево или развороте на зеленый сигнал светофора.

В соответствии с пунктом 13.12, при осуществлении маневров в виде левого поворота или разворота, водитель, управляющий транспортным средством безрельсового типа, должен уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге встречного направления, прямо или направо.

Необходимо выполнять требования, приведенные в пунктах 13.4 и 13.12, не только на перекрестках, а также на любом участке дороги, где есть возможность совершить левый поворот или развернуться.

Если мы представим, что мы поворачиваем налево и ставим автомобиль поперек движения, то все встречные машины окажутся справа от нас, поэтому мы должны уступить им дорогу.

Вовсе не следует рассматривать такую позиционную расстановку как «помеху справа» в том понимании, которое было описано выше. В этих пунктах явно требуется уступить дорогу встречным автомобилям!

Однако, если у кого-то возникают сложности с запоминанием того, что при повороте налево (развороте) нужно уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо (возможно, что встретив автомобиль, человек без опыта может быть смущен), то для более ясного понимания ситуации можно применить метод псевдо-«помехи справа», описанный выше.

Всякий раз, когда у вас есть преимущество на дороге, важно помнить, что право на первенство следует использовать лишь после того, как вы убедитесь, что вам уступают дорогу.

Проведите время на веб-страницах данного ресурса, где вы сможете обнаружить огромное количество увлекательной и полезной информации, касающейся вашей безопасности на дороге.

Есть возможность оставить вопрос в форме для комментариев, найденной в нижней части текстового потока.

Продолжая обсуждение вопроса о нарушениях справа в ПДД и научившись заботиться о собственной безопасности на дороге, рекомендую ознакомиться с содержанием следующих статей:

Пожалуйста, будьте осторожны, когда садитесь за руль.

Автор сайта: Сергей Довженко Дата последнего редактирования: 13 марта 2025 года

Если у вас возникло желание поделиться информацией, которую вы прочитали, то внизу представлены кнопки для выбора. Не стесняйтесь нажимать на них и делиться своими мыслями.

Помеха справа: вспоминают не к месту, когда надо — забывают. А вы так «У»меете

Помеха справа: вспоминают не к месту, когда надо — забывают. А вы так «У»меете?

Интересный феномен! Правило «помехи справа» водители часто вспоминают в ситуациях, где оно совсем не применимо, зато забывают о его существовании, когда речь идет о реальной необходимости уступить. Это достигает смешного: на перекрестках неравных дорог водители полагаются на свои представления, а не на правила дорожного движения. Сейчас Юрий Краснов посвятил свои усилия изучению правил движения во дворах и жилых зонах. Екатерина, которая водит свой Volkswagen Polo Sedan всего три недели, выступает в роли его студента.

— В июне 2013 года я получила свои права, — делится Екатерина. — Однако опыта вождения у меня не было. Недавно у меня появилась машина, и чтобы освежить свои навыки, я обратилась к инструктору, который преподавал по методике Краснова. Сначала мы потренировались на рулевом колесе, затем на площадке, и уже очень скоро я смогла выехать на дорогу. Теперь каждый день я без страха и боязни передвигаюсь на автомобиле. Однако у меня все еще есть некоторые проблемы. Так как я темпераментная девушка, я часто слишком резко нажимаю на газ и торможу. Я думаю, что пройти обучение у самого Юрия будет очень интересно.

Советуем прочитать:  Минусы инвалидности 2-3 группы и работа: реальный опыт без особых условий и льгот

Мы находимся в районе, где въезды определены знаками «Жилая зона». Наш тренер дает нам краткое напоминание о правилах поведения на такой территории: «Пешеходам уступаем. Максимальная скорость — 20 км/ч. И не забываем о правой стороне».

Самая существенная проблема заключается в последнем правиле, поскольку на самом деле его помнит только 10% водителей из всех. Давайте вспомним официальную формулировку из ПДД (пункт 110): «На перекрестке равнозначных дорог водитель автомобиля или другого транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу другим транспортным средствам, приближающимся справа».

В данном месте сходятся две равнозначные дороги — Полиграфическая улица и один из Топографических переулков. Поток автомобилей здесь довольно слабый. Однако, в случае пересечения траекторий, водители действуют по своим представлениям. Интересно, что улица считается главной, а переулки — второстепенными, хотя нет никаких знаков приоритета!

Сначала преподаватель сам садится за руль Volkswagen, чтобы проверить, насколько местные водители соблюдают ПДД.

Событие №1. Наш автомобиль движется по узкой улочке. По левой стороне улицы к нам приближается таксист, управляющий Fiat. Юрий Краснов осторожно пытается выехать на перекресток. Второй водитель совершенно не ожидает этого: он издает короткий звуковой сигнал сигнализации, кидает ядовитый взгляд и его автомобиль, украшенный клаксонами, продолжает двигаться, не обращая на это внимания.

Вновь встретившегося седовласого владельца Mercedes ML не интересует позволение нам проехать первыми — он обгоняет нас и продолжает свое путешествие.

Женщина, управляющая автомобилем Kia Ceed, присоединяется к числу водителей, которые безразличны к препятствию справа от них.

Увлекательная беседа произошла с водительницей Chevrolet, которая была четвертой в очереди.

ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

Вскоре после окончания автошколы некоторые правила дорожного движения запоминаются не на долго и затем забываются. Именно поэтому в рамках проекта «ПДД для опытных водителей» мы вспоминаем те правила, которые часто водители осознают только после того, как сталкиваются с аварией. Для любителей темы предлагается небольшой тест в конце данной статьи.

По устоявшейся терминологии правило правой руки предписывает давать дорогу со стороны справа. Интересный момент заключается в том, что данное правило распределено по трем пунктам ПДД. Суть его заключается в следующем.

13.11 Пункт Правил дорожного движения (ПДД), который можно найти в конце этой статьи, применяется на перекрестках, где дороги равнозначны, включая ситуации, когда главная дорога выполняет поворот. Однако есть исключение для перекрестков с круговым движением: даже без знаков, указывающих приоритет, первым едет тот, кто уже находится на кольце. При этом обязателен знак 4.3 «Круговое движение».

На многополосных магистралях часто применяется правило, согласно которому необходимо уступать дорогу автомобилю, движущемуся справа, при одновременном перестроении.

Во всех ситуациях, когда возникает неопределенность и пересечение траекторий, применяется правило 8.9. Например, оно применим при движении на парковках или одновременном повороте на траекториях с разным радиусом.

Иногда даже самое простое требование, уступить помехе справа, может быть нарушено несправедливо и без злого умысла.

В данном видео впечатляет профессиональное выступление владельца канала Region 52 на платформе YouTube, где он представляет свои аргументированные взгляды и ведет тактичную беседу.

Классический пример: вы движетесь вдоль жилого района, приближаетесь к перекрестку, справа появляется автомобиль. Теперь встает вопрос — нужно ли уступить ему? Если территория справа является жилой зоной или любой другой смежной территорией, например, парковкой, то правило правой руки для вас не применимо — уступает тот, кто выезжает. Однако, если он находится на равнозначной дороге, которая во всех градостроительных документах официально признана улицей, и не существует знаков приоритета, то уступать должны вы.

Возникает затруднительная ситуация, при которой становится сложно определить, кто должен был уступить: правая прилегающая проезжая часть может быть как основной дорогой, так и выездом с рынка, на что настаивает владелец автомобильного регистратора.

На иллюстрациях билетов автошколы четко показаны жилые зоны и прилегающие территории. Однако в реальной жизни не всегда легко определить, является ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей. В особенности это затруднительно зимой, когда проезжую часть могут проложить прямо через газон, покрыв его снегом.

На автостоянках магазинов водители часто считают себя основными участниками движения, двигаясь прямо по проезду. Они считают, что должны уступать тем, кто выезжает из боковых проулков. Однако на самом деле территория парковки является «равноправной», поэтому при пересечении траекторий применяется пункт 8.9.

На участках дороги, где она сужается, возникают места пересечения траекторий. Если эти места явно обозначены знаками и разметкой, то проблем нет. Например, мы ясно видим конец разгонной полосы и уступаем тем, кто движется по основной дороге. Но что делать, если нет явных инструкций? Тогда возникает недопонимание, потому что при «равноценном» сужении дороги должны уступать те, кто движется по левым полосам. Это не очевидно и для многих водителей вызывает недовольство, поэтому они пытаются вытеснить «правую» сторону на обочину, хотя она права не только с точки зрения физики, но и с практической точки зрения.

В идеальном гармоничном мире, где все выезды из жилых зон и прилегающих территорий ясно отмечены знаками, и где дорожная разметка всегда видна и понятна, нет никаких проблем с соблюдением правила правой руки. Однако в реальном мире часто возникают ситуации, которые вызывают неопределенность и смущение, особенно у водителей, которым не всегда удается быстро принять решение. Кроме того, во многом влияют привычки: например, интуитивно кажется, что на перекрестках в форме буквы «Т» приоритет имеют те, кто продолжает движение по прямой, хотя на самом деле это не всегда так.

Советуем прочитать:  Что такое «вечный учет» автомобиля

Не забудем следующее: когда приближаемся к перекрестку без дорожной разметки или знаков, указывающих на приоритет, мы должны быть готовы уступить транспортному средству справа. Но важно помнить, что это правило работает и в обратную сторону: если есть помеха слева и мы уверены в своем преимуществе, следует иметь в виду, что другой водитель может по-другому оценивать ситуацию.

Попадание в аварии, где имеется одно из трех указанных условий, несет риск: при их анализе ситуация часто изменяется полностью. Были случаи, когдачерез трехлетний период произошли изменения в решенииСначала водителю было предъявлено обвинение в нарушении пункта 8.9 Правил дорожного движения, однако в ходе судебного разбирательства с страховой компанией стало ясно, что пересечение было неполноправным.

И сейчас предлагаю вам провести небольшой эксперимент.

Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Если на перекрестке или во дворе отсутствуют светофоры и знаки, а возникла спорная ситуация, то как поступить?

Иллюстрация: Autonews.ru

Автоновости: изображение сделано на сайте Autonews.ru.

Изучаем механизм действия принципа «помеха справа», насколько он всеобъемлющий, кто должен уступить дорогу водителю и существуют ли исключения из этого правила.

  1. Это — что?
  2. На перекрестке улицы
  3. На территории двора
  4. Штрафы

Что такое «Помеха справа»

Водители активно применяют понятие «правило движения по правой руке», которое часто называется «помеха справа». Это выражение является кратким отрывком из статьи 8.9 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 31 декабря 2020 года) «Об установлении Правил дорожного движения» [1].

Когда движение автомобилей пересекается и порядок проезда не указан в Правилах, водитель, к которому автомобиль подъезжает справа, должен уступить дорогу.

Если нет ни одного регулировщика, то необходимо пропустить автомобили, находящиеся справа от вас. Аналогичное правило применяется и к другим водителям: если они находятся слева от вашего транспортного средства, то они должны уступить дорогу.

Когда действует правило «Помеха справа»

Существует широко принимаемый принцип, который считается универсальным, однако его эффективность может зависеть от конкретной ситуации. Чтобы быть правильно руководствоваться этим правилом, необходимо соблюсти три основных условия.

Водители пересекаются на дорогах, когда выбирают свои маршруты.

Если вы находитесь на перекрестке и собираетесь поворачивать направо, а автомобиль, движущийся с противоположной стороны также поворачивает направо, то этот принцип не работает. В такой ситуации нет никакого конфликта, когда не понятно, кому из водителей следует уступить дорогу.

2. Другие правила дорожного движения не в силах управлять данной ситуацией.

Прежде всего, автомобилист ориентируется на дорожные знаки и основные ситуации на дороге. Если отсутствуют указания, то применяется правило «помеха справа». Например, при выезде с заправки или парковочного места, когда вы и автомобиль напротив выезжаете одновременно. При повороте налево, автомобиль справа становится «помехой справа» и вы обязаны уступить ему дорогу.

Изображение: Комсомольская Правда / Глобал Лук Пресс.

Изображение зафиксировано фотокамерой журнала «Комсомольская правда» во время международного мероприятия.

Возникшая ситуация проявляется в одновременном изменении траектории движения двух транспортных средств. Допустим, на дороге движется автомобиль и мотоцикл расположенный справа от него. Обе машины обладают равными правами, однако в данной ситуации водитель автомобиля должен уступить приоритет мотоциклисту, так как он является «помехой справа» для водителя автомобиля.

3. Все участники движения имеют одинаковую значимость.

В случае отсутствия других вариантов рекомендуется придерживаться других ПДД. Принцип «правой руки» не применим в ситуациях, когда один из участников движения уже получил преимущество. Если на перекрестке встречаются автомобиль и трамвай или когда человек переходит дорогу, водитель автомобиля должен уступить дорогу независимо от его местоположения.

Помеха справа на перекрестке

Глава 13 Правил дорожного движения устанавливает порядок проезда на перекрестке [2]. Однако, принцип «правило правой руки» может быть использован и в этих ситуациях. Водителю необходимо уступить дорогу тому, кто находится справа (при одинаковых возможностях с остальными участниками движения). Очень важно учитывать динамику ситуации: ваше транспортное средство остается равным другим до тех пор, пока не станет ясно, кто будет выполнять поворот.

По первому взгляду, данное правило кажется очевидным и всеобщим. Однако стоит помнить, что у него имеются исключения.

Когда правило не действует

Существуют несколько четко определенных ПДД ситуаций, где невозможно руководствоваться принципом «правая рука».

— в случае взаимного движения с трамваем (при совпадении трасс движения, например, когда вы движетесь по одной дороге, а трамвай совершает поворот направо), всегда уступайте дорогу трамваю.

— Различия в приоритете (правила ПДД определяют приоритет на круговой дороге) приводят к неравнозначности позиций.

Дорожные правила включают в себя знаки и светофоры, которые указывают приоритетные инструкции.

Помеха справа во дворе

Согласно пункту 17.3 Правил дорожного движения, при выезде из жилой зоны водители обязаны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Правило «помеха справа» следует применять в случаях, когда транспортные средства не имеют особого статуса. Это означает, что если две машины одновременно выезжают из двора, водитель слева должен уступить дорогу автомобилю, находящемуся справа. При этом необходимо учитывать наличие знаков и светофоров, если таковые имеются. Ширина и направление трассы не влияют на приоритет движения, так что это правило действует на любой дороге, включая узкие улицы в жилых массивах спальных районов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector