Реформа ЖКХ в 2003-2008 годах: извилистая дорога к рынку

С началом нового века страна столкнулась с серьезным кризисом в сфере жилищно-коммунального комплекса. После финансового кризиса 1998 года, этот сектор снова был использован как социальный стабилизатор. Тарифы на жилищные услуги с 1998 по 2001 годы практически не изменялись. При этом инфляция превышала рост тарифов для населения более чем в 2,5 раза. Финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий стало катастрофическим. Весьма высокий уровень задолженности по всей стране приближался к половине годовой стоимости жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, резко возросла аварийность инженерной инфраструктуры коммунального обслуживания. В преддверии 2003 года начали обсуждать наступление коммунальных катастроф.

Проблема кризиса явно имеет сложный характер. Начиная с 1998 года реформы в секторе фактически заморозились, а инструменты административного управления в экономике были восстановлены и усилены. Развитие бизнеса было удушено, как будто на корню. Однако, легкость, с которой это произошло, показывает, что существуют серьезные недостатки в самой основе реформы. Для изменения ситуации было важно понять и учесть ошибки предыдущего периода реформ.

Благодаря ситуации, фокусировке политической воли на федеральном уровне и связи проблем ЖКК с политическими приоритетами в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», у нас получились решительные действия, которые помогли избежать деградации жилищно-коммунального сектора. Кроме того, благоприятная внешнеэкономическая ситуация также сыграла свою роль в этом процессе.

Период с 2003 по 2007 год характеризовался значительными изменениями в секторе жилищно-коммунального хозяйства, которые можно считать наиболее существенными после начала рыночных реформ. Одним из основных шагов в достижении национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стало принятие пакета законов в 2004 году. В этих законах установлены правовые основы для развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса и о концессионных соглашениях. Принятие данных законов имело существенное влияние на правовое регулирование в жилищной и коммунальной сфере экономики и внесло коррективы в политику развития рыночных отношений. Однако стоит отметить, что преобразования не всегда происходили последовательно. Цены на коммунальные услуги то подстраивались под инфляцию, то вновь замораживались на федеральном уровне в целях борьбы с инфляцией. Местные органы власти принимали решения с высокой степенью вариативности, большая часть которых была направлена на сохранение административного влияния на ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. В целом, однако, можно сказать о существенном позитивном вкладе изменений, произошедших в последние годы в этой сфере экономики страны.

Необходимо провести реформу жилищно-коммунального хозяйства, которая будет направлена на установление рыночных принципов в данной сфере, сокращение государственного вмешательства в ее деятельность, стимулирование конкуренции с целью повышения качества предоставляемых услуг и их стоимости. Однако, для достижения этих целей необходимо использовать различные подходы в жилищном и коммунальном секторах.

В секторе жилищных услуг необходимо обеспечить конкуренцию, которая должна быть определена их собственной природой. Однако на протяжении долгих лет реформ монопольный характер предоставления услуг оставался устойчивым, в значительной степени из-за сохранения монополии на заказ такого обслуживания. Это происходило несмотря на то, что к концу 2002 года более 60% ранее государственного жилищного фонда было приватизировано.

В сфере коммунального хозяйства ситуация немного отличается. В большинстве случаев это сектор, где деятельность осуществляют естественные технологические монополии, работающие на местных рынках в пределах населенных пунктов. Задача реформирования в этой области заключается не только (и не столько) в ограничении монопольных рент, но и в создании условий квазиконкуренции, которые побудят хозяйствующие субъекты в секторе снижать неэффективные расходы.

Незаменимым условием развития рыночных отношений в секторе жилья и коммунальных услуг является постепенное сокращение и, в конечном итоге, прекращение государственного финансирования. Невозможно перейти к рыночным отношениям и привлечь частный бизнес и инвестиции в сектор, который сильно зависит от государственных субсидий. Достижение значимых результатов и продвижение вперед по другим направлениям без преодоления болезненных этапов реформирования финансирования сектора является невыполнимой задачей. Исходя из этого, рассмотрим основные итоги реформы жилищно-коммунального комплекса в трех основных направлениях:

  • Внесены изменения в систему оплаты ЖКУ и предоставления социальной помощи гражданам при оплате коммунальных услуг.
  • изменение системы управления жилыми комплексами с множеством квартир;
  • Возникает новая эра в сфере управления и прогресса коммунальной инфраструктуры.

Революционная реформа ЖКХ: преобразование системы коммунальных услуг в десятки городов

Революционная реформа ЖКХ: преобразование системы коммунальных услуг в десятки городов

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • «Ъ FM» — радиостанция, которая предлагает уникальный музыкальный опыт своим слушателям.
  • Редакция
  • Русфонд
  • Банкротства
  • Совместные инициативы
  • Картотека
  • Конференции
  • Университетъ
  • Подписка
  • Реклама
  • Фотоагентство
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • рыночная сфера потребительского спроса
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • Hi-Tech
  • Авто
  • Стиль
  • Регионы
  • ReviewNEW
  • Приложения
  • Наука
  • Деньги
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Читаемое материал
  • Спецпроекты
  • Распространение электронных писем
  • Версия приложения «Коммерсантъ» предназначенная для устройств на базе операционной системы Android.

      • 93,15 долларов.
      • Стоимость составляет 99,39 евро.
      • 12 рублей и 84 копейки
      • Котировки на бирже IMOEX достигли отметки 3470,88.

      14 февраля 1997 года, полночь.За 3 минуты составьте уникальное перефразирование данного текста, используя только русский язык и не прибегая к помощи Переводчика или других программ.1K 3 мин. —> За 3 минуты сделайте уникальное перефразирование данного текста, используя только русский язык и без использования Переводчика или других программ.За 3 минуты составьте уникальное перефразирование данного текста, используя только русский язык и не прибегая к помощи Переводчика или других программ.1K 3 мин. —> За 3 минуты сделайте уникальное перефразирование данного текста, используя только русский язык и без использования Переводчика или других программ.

      Во вторник главы Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской думы провели встречу с целью обсуждения перспектив реформирования жилищно-коммунальной сферы. Главная цель реформы заключается в превращении этой отрасли из траты денежных средств в источник доходов для городских бюджетов. Сегодня жилищно-коммунальная сфера поглощает значительную часть средств местных бюджетов — от 30% до 50%. Однако реформа, начавшаяся в 1991-1992 годах и предусматривающая полную оплату коммунальных услуг населением, замедлилась из-за низкого уровня доходов населения. В результате, каждый год для коммунальных услуг выделяется более 100 трлн рублей бюджетных средств, что составляет практически 20% расходов федерального бюджета. В ходе встречи были обсуждены возможные способы реорганизации жилищно-коммунального хозяйства.

      Городские мэры пытаются разработать единый план для проведения коммунальной реформы, согласовывая этапы ее реализации. Основная цель реформы, которая была обозначена несколько лет назад, заключается в том, чтобы к 2003 году население оплачивало 100% коммунальных услуг. В настоящее время только 30% стоимости услуг оплачивается российским населением, остальные расходы покрываются из федерального и местных бюджетов. Главная проблема состоит в том, как достичь этой цели. Нельзя просто увеличить тарифы, так как люди не смогут их оплатить. Необходимо изменить всю систему жилищно-коммунального хозяйства. Сначала планируется ликвидировать монополию жэков и РЭУ на предоставление коммунальных услуг. Предполагается, что это приведет к улучшению качества услуг и снижению их стоимости. Сейчас жэки имеют самый большой госзаказ в российской экономике без должного обоснования. В ходе реформы планируется создать конкурентную среду в этой отрасли и сделать жилищно-коммунальное хозяйство прибыльным, как в Европе. Успех реформы открывает для частных компаний новый рынок в размере десятков триллионов рублей. Также предстоит сделать коммунальное хозяйство более энергоэффективным. В ходе реформы планируется ввести систему материальных стимулов, чтобы поощрять пользователей к экономии ресурсов. Установка счетчиков воды в московском районе Тушино позволила сократить расход ресурсов на 25%. Однако в массовом сознании реформа всегда ассоциируется с повышением тарифов на коммунальные услуги. Чтобы избежать недовольства населения, планируется предоставить адресную помощь малообеспеченным. В Москве уже открыто 110 центров, где семьи могут обратиться за помощью. Однако не все заявки удовлетворяются. В прошлом году только 14 тысяч из 64 тысяч обратившихся в Петербурге получили дотации. Власти города ожидают, что в этом году число людей, обращающихся за помощью, увеличится до 170 тысяч из-за повышения тарифов с 1 февраля. Местные администрации также хотят изменить принцип дотаций в зависимости от размера занимаемого жилья. Вместо того чтобы доплачивать за каждый квадратный метр, планируется установить нормативы. Например, если на семью из двух человек приходится 50 квадратных метров жилья, то дотироваться будет только 36, а за остаток площади придется платить полную стоимость. Как результат, реформа в жилищно-коммунальной сфере должна привести к активизации рынка недвижимости. Будет происходить массовый обмен квартирами — те, кто не будет в состоянии оплачивать коммунальные услуги, будут вынуждены переехать в более маленькое жилье. Интересно, что при проведении подобной реформы в Латвии пенсионеры охотно меняли трехкомнатные квартиры на двухкомнатные без доплаты. Поэтому, если реформа будет проводиться быстро, рынок недвижимости резко оживится. Возникает вопрос, почему губернаторы городов пока не решаются на радикальные изменения в жилищно-коммунальной системе. Ответ очевиден — повышение коммунальных платежей для населения является непопулярной идеей. Если, например, мэр Ярославля повысит тарифы, а в соседнем Владимире — нет, реакция населения предсказуема. Поэтому группа влиятельных и уверенных в себе губернаторов «Лужков-Яковлев-Немцов» поддерживает одновременную реформу коммунальной сферы во всей стране. Однако это условие откладывает начало реформы на неопределенный срок. Для старта необходимо собрать достаточно много субъектов федерации, по мнению экспертов верхней палаты российского парламента, не менее 30-35, что в разы больше, чем имеется сейчас.

      • В выпуске №11 газеты «Коммерсантъ» от 14 февраля 1997 года, на странице 6, была опубликована следующая информация.

      Минстрой России подвел итоги проекта «Реформа ЖКХ в России»

      Минстрой России подвел итоги проекта «Реформа ЖКХ в России»

      В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации прошла международная конференция, посвященная успешной реализации проекта «Преобразование системы коммунального хозяйства в России». С помощью этого инвестиционного проекта удалось ускорить приведение в порядок, современнуюзацию и обновление существующей коммунальной инфраструктуры десяти городов России, а также улучшить качество коммунальных услуг, предоставляемых населению.

      На итоговой конференции были обсуждены передовые методы в области инвестиционных проектов в инфраструктуре и реформы в системе жилищно-коммунального хозяйства городов, участвующих в проекте. Все участники подвели итоги успешной реализации данного проекта.

      Один из основных приоритетов проекта заключался в обеспечении качественной воды и ее очистке. Для успешной реализации этой задачи требовалось совместное усилие всех участников процесса: Министерства строительства России, Международного банка реконструкции и развития, Министерства финансов России, Министерства экономического развития России, региональных властей, городских администраций и экспертов. Учитывая необходимость обновления системы ЖКХ в целом, что невозможно осуществить одним проектом, мы планируем продолжить реализацию и подготовку аналогичных мероприятий. Например, мы сосредоточимся на модернизации системы водоотведения в городе Сочи и обеспечении максимальной степени очистки сточных вод, которые попадают в озеро Байкал. Это было подчеркнуто Юрием Гордеевым, заместителем Министра строительства и ЖКХ России.

      Участие в проекте по проведению реформы в области жилищно-коммунального хозяйства в России было принято несколькими городами: Братск (Иркутская область), Нефтеюганск (Ханты-Мансийский Автономный округ), Саранск (Республика Мордовия), Иваново (Ивановская область), Чебоксары (Чувашская Республика), Набережные Челны (Республика Татарстан), Оренбург (Оренбургская область), Тула (Тульская область), Волжский (Волгоградская область), Новокуйбышевск (Самарская область). Общий объем финансирования проекта составил 17,8 миллиардов рублей, из которых более 9,3 миллиардов рублей предоставлено в виде займа Международным банком реконструкции и развития (МБРР), а более 8,4 миллиардов рублей выделено из средств федерального бюджета Российской Федерации.

      В городе Братск было реализовано три проекта, с целью улучшения качества коммунальных услуг, таких как отопление, горячее и холодное водоснабжение. Это позволило избавиться от возможных аварий и загрязнений водоснабжения в городе и Иркутской области, а также повысить безопасность транспортировки, исключив риск выброса сточных вод на дорогу «Братск-Падун» и железнодорожный путь Восточно-Сибирской железной дороги. Важным результатом было снижение расходов населения на коммунальные услуги, уменьшение использования тепловой энергии на 40% и затрат на водоснабжение на 5%, а также сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу путем уменьшения использования угля для производства тепловой энергии.

      В городе Волжском был проведен комплекс работ по восстановлению самотечного канализационного коллектора, улучшению биологических очистных сооружений и модернизации кабельных линий. Это позволило исключить возможность аварийных ситуаций в работе коллектора, повысить эффективность очистки сточных вод и обеспечить надежное и стабильное электроснабжение для жителей.

      В Набережных Челнах были реализованы шесть больших инвестиционных проектов, связанных с водоснабжением и водоотведением. Участие в этих проектах привело к сокращению износа городских водопроводных сетей на 16%, канализационных сетей на 5% и также к уменьшению объема потребления воды из водоемов на 22%.

      В Чебоксарах был создан комплекс сооружений на очистной водопроводной станции «Заовражная», восстановлен загородный коллектор, внедрены системы автоматизации управления и регулирования потребления воды и тепла в многоквартирных домах. В результате, пропускная способность коллектора увеличилась с 80 до 120 тысяч кубических метров в сутки, что открыло возможность подключения новых объектов в строящихся и проектируемых микрорайонах, способных вместить 50 тысяч жителей.

      В Нефтеюганске было улучшено качество поставки тепла в город, что привело к сокращению частоты аварий и обеспечило более надежную работу системы теплоснабжения. Благодаря проведенной реконструкции тепловых сетей удалось значительно улучшить экологическую обстановку в городе, уменьшив выбросы оксида углерода и других вредных веществ. Также было устранено утечка горячей воды из тепловых сетей, что помогло снизить негативное воздействие на окружающую среду.

      Одновременно было произведено обновление системы очистки канализационных фильтров в городе Новокуйбышевск, что полностью исключило вероятность выхода неочищенных сточных вод и попадания в них крупных и средних примесей, которые могли бы попасть в реку Кривушу, а затем через реку Чапаевка в Саратовское водохранилище.

      Благодаря строительству новой линии очистных сооружений в городском округе Саранск, надежность и эффективность работы системы очистки сточных вод значительно улучшились. Кроме того, качество очистки сточных вод повысилось, что привело к снижению загрязнения реки Инсар, входящей в бассейн реки Волга.

      В Оренбурге произведена модернизация Южно-Уральского водозабора. Было внедрено инновационное, энергоэффективное и современное оборудование с высокой степенью автоматизации. Это привело к сокращению расходов на обработку воды, снижению нагрузки на очистные сооружения сточных вод и обеспечению безопасного доступа к 100 000 м3/сут. питьевой воды, соответствующей требованиям гигиенических норм.

      В результате проекта «Реформа ЖКХ в России» в городе Тула были выполнены 5 значительных подпроектов, направленных на улучшение систем водоснабжения и водоотведения. Благодаря этим мерам, более 110000 жителей города получили доступ к высококачественной питьевой воде и эффективной системе водоотведения.

      Благодаря проведенной реконструкции комплексных очистных сооружений в деревне Богданиха Ивановской области, удалось сократить количество илового осадка, попадающего в окружающую среду, на 41%. Городские очистные сооружения теперь полностью обеспечивают себя тепловой энергией. Благодаря этому удалось существенно снизить затраты на закупку энергоресурсов и достигнуть годовой экономии в размере около 23,4 млн. рублей. Особенно важным в достижении этих результатов стала установка автоматизированной системы управления процессами в узле метантенков, реконструкция узла биологической очистки и строительство системы доочистки биологически очищенных сточных вод.

      Памяти будущих жертв коммунальной революции посвящается Реформу ЖКХ оплатит население

      Памяти будущих жертв коммунальной революции посвящается Реформу ЖКХ оплатит население

      Итоги проекта

      С появлением холодного времени года вопрос жилищно-коммунальной реформы становится особенно актуальным. Действительно, почему во многих незаброшенных районах России возникают такие проблемы, что отопление подается только для того, чтобы батареи не замерзли, а водоснабжение дотягивается лишь до нескольких первых этажей. И тут еще правительство поручает региональным властям заботиться о передаче всех федеральных учреждений, имеющих в своем владении объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, в муниципальную собственность до 2005 года.

      Дефицит средств для поддержания всех этих объектов в региональных бюджетах вызывает обеспокоенность. Учитывая, что федеральный центр все больше сосредотачивает налоговые поступления в своих руках, не понятно, откуда региональным бюджетам взять деньги. Примером служит ситуация в 2003 году, когда правительство начало забирать все сборы от акцизов на табачную продукцию. В 1993 году доходы региональных бюджетов составляли около 65% от общего бюджета страны, а федеральный бюджет вносил около 35%. Однако к 2002 году доля региональных бюджетов снизилась до 38%, в то время как доля федерального бюджета выросла до 62%.

      В обмен на упущенные доходы, регионам предоставляется право значительно повысить ставки транспортного налога. Однако новая система сбора акцизов на нефтепродукты вызывает недовольство владельцев АЗС, которые предупреждают о возможном удвоении цен на бензин в начале следующего года. Кроме того, отмена налога с продаж будет перенесена с 2004 года на 2005 год. В связи с этим, все дополнительные расходы, включая содержание «социалки» и ЖКХ, будут оплачены населением из собственного кармана. Однако даже полная оплата коммунальных услуг не сможет полностью обновить изношенные фонды.

      Когда мы рассматриваем способы, которыми местные власти решают проблемы с ЖКХ, мы сразу вспоминаем несколько случаев, произошедших в 2002 году. Например, в Кемерове работники комунальных служб заварили дверь в квартиру у одного неплательщика. Очень печально, что человек погиб, пытаясь выбраться через окно. В других районах страны неплательщикам просто отключают электричество, воду и демонтируют отопительные радиаторы.

      Согласно заявлению председателя Госстроя РФ Анвара Шамузафарова, в следующем году на социальные программы по оплате жилищно-коммунальных услуг будет выделено 13,8 миллиарда рублей из разных источников финансирования. Кроме того, еще 5 миллиардов рублей будет выделено на субсидии для оплаты жилья. Эти цифры впечатляют, особенно если сравнить их с бюджетом 2003 года, в котором только 7,6 миллиарда рублей было выделено на исследование и использование космического пространства. Эти льготы по оплате услуг ЖКХ доступны для 47 миллионов россиян.

      Однако, не следует недооценивать роль населения при реформировании системы ЖКХ и видеть его только как заинтересованного наблюдателя. Создание таких объединений жильцов, как кондоминимумы и Товарищества собственников жилья (ТСЖ), позволяет гражданам самостоятельно управлять своей долевой собственностью и получать дополнительные доходы, например, от сдачи в аренду технических помещений. Опыт Москвы демонстрирует, что создание ТСЖ существенно улучшает условия содержания домов. Кроме того, ТСЖ имеет возможность нанять стороннюю организацию для выполнения всех необходимых работ по дому, отказавшись от услуг дэза. Таким образом, появляется рынок коммунальных услуг, который является альтернативой существующей монополии дэза. Следует отметить, что многие ТСЖ сами устанавливают счетчики воды и газа, чтобы контролировать свои платежи.

      Поэтому исключительно по случайности тот же руководитель Госстроя предложил взять под наблюдение самого населения предприятия, занятые в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Шамузафаров подчеркнул, что главным недостатком в осуществлении реформы жилищного сектора является полное отсутствие конкуренции в области ЖКХ, что приводит к тому, что никто не готов вкладывать средства из-за постоянного недофинансирования.

      Однако, создание ТСЖ и кондоминиумов зависит от инициативы жильцов самих, и здесь возникает проблема — мало кто пока готов заниматься этим сложным делом, даже в «продвинутой» Москве. В большинстве случаев, к сожалению, жители считают «домом» только свою собственную квартиру, и то, что происходит за ее пределами, хоть и раздражает, но, по-видимому, не настолько, чтобы принять решение о проведении общего собрания.

      Поэтому споры между населением и коммунальными службами продолжаются на принципиальном уровне: вам следует первоначально провести ремонт труб, нанять трезвых специалистов-сантехников и электриков, а затем мы готовы оплатить все расходы на «евроремонт» системы ЖКХ. Однако коммунальщики утверждают, что вы должны предоставить деньги на трубы и зарплату для трезвых рабочих, а затем мы сможем прекрасно оформить ваш дом. C небольшими изменениями можно сказать, что здесь проявляется аналогия с предреволюционным периодом, когда низы не желают, а верхи не могут решиться на радикальные изменения в коммунальной сфере.

      Массовые акции населения в городах Воронеж и Ульяновск показали, что проблематика жилищно-коммунального хозяйства стала явным катализатором в современной истории России, заставляя граждан выходить на улицы без вмешательства политических партий и профсоюзов. Следовательно, политические деятели также могут стать жертвами коммунальной революции, поскольку им придется выбирать между решением коммунальных проблем и сохранением своей популярности среди населения.

      Советуем прочитать:  Как перевестись в другую школу через Госуслуги
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector