Медиация как технология урегулирования конфликта

Мартемьянова, З. С. Роль медиации в процессе разрешения конфликтов / З. С. Мартемьянова, А. М. Бабич. — Текст : прямая цитата // Молодой научный исследователь. — 2025. — Выпуск 21 (468). — С. 487-489. — Веб-адрес: https://moluch.ru/archive/468/103208/ (дата обращения: 21.04.2024).

В данном исследовании наши исследователи исследовали применение медиации в качестве эффективного метода разрешения конфликтов. Мы рассмотрели роль и функции медиатора в процессе переговоров между сторонами конфликта. Мы проанализировали процесс проведения медиативных переговоров и выявили его преимущества в качестве метода урегулирования споров.

Описывается ситуация, связанная с возникновением конфликта между двумя сторонами. Необходимость урегулирования конфликта становится ясной, и в этот момент вступает в действие роль медиатора. Медиатор — нейтральная сторона, которая помогает обеим сторонам достичь соглашения и найти выход из сложившейся ситуации. Он использует методы медиации — умение слушать, ставить себя на место другого, находить общие интересы и решения, позволяющие обеим сторонам быть удовлетворенными. Окончательное урегулирование конфликта достигается благодаря коммуникации и взаимодействию между сторонами, руководимыми медиатором. Важно подчеркнуть, что роль медиатора заключается не в принуждении сторон к соглашению, а в поиске взаимоприемлемого решения, учитывая интересы и потребности каждой стороны.

На протяжении всей своей жизни люди находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, обсуждая различные аспекты организации своего существования и удовлетворения собственных потребностей и интересов. Однако, несмотря на это, часто возникают разногласия и противоречия между ними, которые становятся основой для возникновения конфликтных ситуаций.

Конфликт — это ситуация конфронтации между двумя сторонами, возникающая в случае несогласия во взглядах, целях или защите своей позиции. Основным приоритетом для главных участников конфликта и заинтересованных сторон является разрешение сложившейся ситуации с минимальными потерями и ущербом, удовлетворяя при этом свои потребности в отношении спорного объекта. Для этой цели используются различные методы урегулирования конфликтов. Один из эффективных способов достижения положительного результата — медиация.

Медиация — альтернативный способ разрешения конфликтов, который включает различные методы и процедуры переговоров с участием незаинтересованной третьей стороны, называемой медиатором. Задача медиатора заключается в том, чтобы изменить взаимное восприятие конфликта сторонами, превратив его из противоборства в проблему, которую можно решить через диалог. В процессе работы медиатор выполняет следующие функции:

Советуем прочитать:  Какой способ обращения в прокуратуру наиболее надежен - личное представление, заказное письмо или электронное обращение

Осуществление аналитического сопровождения. В начале работы по урегулированию конфликта посредник выявляет имеющуюся информацию о возникшей проблеме путем ведения диалога со сторонами и основывается на своих знаниях о предмете спора. Главной целью данной функции является выявление наличия проблем, стимулирование сторон к анализу ситуации и возможным вариантам решения.

Медиатор играет важную роль в споре, так как он внимательно слушает спорящих, выделяет как их эмоциональные, так и содержательные аспекты речи, и определяет истинные корни спора.

Задача организатора включает в себя роль посредника, который непосредственно участвует в процессе переговоров и обеспечивает эффективную коммуникацию между сторонами. Важной функцией организатора является установление правил и порядка проведения переговоров, а также обеспечение гармоничного взаимодействия участников. Он также отвечает за подбор места, где будут проводиться переговоры.

Функция творчества. В ходе взаимодействия медиатор вырабатывает оригинальные идеи и предложения, основываясь на анализе конфликта. Медиатор может только побудить стороны к поиску альтернативных путей решения конфликта, а не принудить их следовать его собственным предложениям.

На завершающем этапе медиации появляется надзорная и оценочная функция. Посредник еще раз точно определяет, что стороны согласны с условиями соглашения, и убеждается в том, что эти условия реалистичны и стороны способны их выполнить.

Функция педагога заключается в том, чтобы помочь участникам обучения научиться вести переговоры и сотрудничать друг с другом.

В каждой ситуации процесс медиации будет конструироваться, принимая во внимание специфику конфликта. Тем не менее, медиативные переговоры включают в себя несколько неотъемлемых этапов.

  1. Начало проведения медиативной сессии (начальное высказывание медиатора).
  2. Презентация аргументов противоборствующих сторон.
  3. Обсуждение возможных тем для дискуссии.
  4. Личные встречи с каждой из сторон (центр внимания).
  5. Обсуждение разработки возможных вариантов договоренности.
  6. Разрабатываем документ о сотрудничестве.
  7. Окончание медиативного заседания (финальное выступление медиатора) [2].

Когда причина конфликта и обстановка были установлены, медиатор приступает к активной работе с участниками. В процессе переговоров, медиатор использует разные тактики для достижения стабильности и поиска наилучших решений.

Одна из тактик, которая может быть применена на совместной встрече в случае острого конфликта, заключается в последовательном выслушивании сторон.

По существу, сделка представляет собой значительное число встреч и обсуждений, где оба участника стремятся достичь компромисса.

Советуем прочитать:  Возрастные особенности учащихся начальных классов (3 класс)

— Дипломатическая дипломатия — посредник работает с каждой из сторон отдельно, выстраивая согласие по интересам.

— акцентирование воздействия на одного из противников — первоочередная задача, заключающаяся в работе с одним из участников с целью приведения его к согласию.

«Директивное воздействие» — это тактика, основанная на аргументировании необоснованных аспектов и создании ошибочного отношения между участниками, с целью достижения их примирения.

В самом начале медиатор применяет методы рефлексивного вмешательства, что помогает ему осознать и понять суть проблемы, заинтересовать стороны конфликта в процессе медиации и укрепить свое положение перед ними [3].

Различные факторы оказывают влияние на процесс медиации и его характер.

— навыки и опыт, необходимые для работы в качестве медиатора;

— особенности участников конфликта, включая их индивидуальные черты, социальное и культурное окружение, а также этические качества.

— описание характера и интенсивности напряженной ситуации конфликта.

— охотности сторон разрешить конфликт;

— насколько отрицательное взаимоотношение у сторон.

Характеристики данного процесса указывают на высокую эффективность медиации в качестве способа разрешения конфликтов.

— добровольное желание конфликтующих сторон разрешить противоречия;

— поддержание взаимовыгодных отношений между союзниками;

— оптимизация затрат, вложенных в урегулирование противоречий;

— разработка компромиссного варианта, учитывающего интересы обоих участников.

— овладение сторонами навыками эффективной урегулирования разногласий путем конструктивного взаимодействия и поиска компромиссных решений;

— предостережение об возникновении аналогичных противоречий.

Таким образом, процесс медиации способствует достижению результатов разрешения конфликтов, которые имеют наибольший позитивный эффект и для одной, и для другой стороны. Этот метод урегулирования становится наиболее эффективным, когда противоборствующие стороны уже не могут найти компромисс самостоятельно и по ряду причин не в состоянии найти пути к разрешению. Посредник способен рассмотреть конфликтную ситуацию с объективной точки зрения и помочь достичь окончательного результата, который в полной мере удовлетворяет интересы всех сторон.

  1. В своей статье «Медиация как эффективный метод разрешения конфликтов», А. А. Залиханова и О. Н. Тишонок исследуют роль медиации в современном обществе. Авторы представляют результаты своего исследования на XII международной научно-практической конференции «Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса», которая проходила в Москве 6-7 апреля 2022 года. В своей работе авторы рассматривают различные аспекты медиации, ее особенности и преимущества, а также представляют практические примеры успешного применения этого метода. Исследование показывает, что медиация имеет потенциал для разрешения конфликтов на различных уровнях — от семейных споров до международных противостояний. Результаты работы могут быть полезны для специалистов в области права, психологии и социологии, а также для всех, кто заинтересован в применении медиации для достижения мирного и справедливого разрешения конфликтов.
  2. Медиация: искусство примирения — это метод посредничества, который используется для разрешения конфликтов. Книга «Медиация: искусство примирения» была написана А. Н. Азарновой и опубликована в 2015 году издательством Инфотропик Медиа. В ней рассматривается технология медиации и ее применение в урегулировании конфликтов. Общий объем книги составляет 288 страниц.
  3. Учебное пособие «Конфликтология» авторства Е. А. Замедлиной представлено во втором издании и издано РИОР: ИНФРА-М в 2022 году. Книга включает 141 страницу и входит в серию «Высшее образование: Бакалавриат». Её электронная версия доступна по ссылке: https://znanium.com/catalog/product/1815598 для подписчиков. Данное учебное пособие имеет присвоенный идентификатор DOI: https://doi.org/10/12737/19528 и ISBN: 978–5-369–01082–2.

Термины, которые генерируются автоматически: посредник, участник, процедура переговоров, практика медиации, изучение обстановки, товарищ, спор, ситуация, требующая разрешения, посредничество, пособие для диалога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector